История развития криминальной журналистики в России

Читать - это значит писать

В последние десятилетия в обиход прочно вошли термины «криминальная журналистика», «расследовательская журналистика», «журналистское расследование».

Темами криминальной журналистики становятся чрезвычайные происшествия, социальная сфера, неправомерные действия, факты коррупции, финансовые махинации, насилие и пр. [2, с. 1111]. Криминальная журналистика всегда пользовалась большим интересом.

В настоящее время спрос на криминал в СМИ возрос еще больше. Однако, как бы популярна она не была, все-таки криминальная хроника является мало изученным сегментом журналистского дела. Многообразие передач и их особое расположение в сетке вещания приводит к тому, что в сознании зрителей складывается определенный образ своей страны.

Теперь, когда криминальная хроника России предстала перед аудиторией во всем своем многообразии, можно достаточно полно представить проблемы современного общества.

Свое развитие криминальная журналистика получила приблизительно в 1980-ом году. Ее зарождению способствовала сложившаяся в обществе обстановка. Конец 80-х годов сам диктовал журналистам темы для публикаций. Последующие «лихие 90-е» также в стороне от внимания сотрудников СМИ не остались. «Заселение Европы» в сознании русского человека после поднятия «железного занавеса» сыграло свою роль. Наркомания, проституция, передел собственности, финансовые пирамиды и соответственно уголовные и экономические преступления стали одними из популярных тем конца прошлого столетия.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Чем больше возникало проблем, тем более явно они были заметны, а значит и большей гласности они предавались. По мнению исследователя Суховеевой И.А., еще одной причиной стремительного развития криминальных тем в СМИ стало усовершенствование технических средств вещания и глобализация информационного пространства, которые сделали неизбежным проникновение западной системы вещания [5, с. 25]. В печатных СМИ США криминальная хроника появилась много раньше, чем в отечественных. В 1830–1840 годах журналист Джеймс Гордон Беннет, хобби которого было углубление в подробности кровавых преступлений, повысил рейтинг своей газеты «Геральд» только благодаря знанию о том, что сенсационность, в частности касающаяся кровопролития, насилия, секса может принести немалый успех [3]. Большинство криминальных программ были относительно недороги в своем производстве. В большинстве случаев для создания материала использовали оперативную съемку сотрудников пресс-служб МВД и архивные записи.

Возможно поэтому некоторые исследователи считают, что криминальные программы созданы только для освещения работы полиции. Недорогой в создании, но пользующийся огромной популярностью продукт, получил широкое развитие. В настоящее время развитие криминальной журналистики достигло своего пика. Теперь под криминальной хроникой мы понимаем кражи, нападение на людей, жестокое обращение с детьми, передачи о маньяках, коррупциогенность. Однако буквально три десятилетия назад основной пищей для криминальных журналистов становились исключительно бандитские группировки и их деятельность.

Впервые российские телезрители познакомились с криминальной журналистикой в конце 90-х годов прошлого столетия. На экраны тогда вышла первая криминальная программа «600 секунд». Она в буквальном смысле слова «взорвала» аудиторию. Советский человек, не привыкший к настолько сенсационным и откровенным материалам, сразу же заинтересовался ей. В этой же программе рассказывалось о том, что обычно скрывали власти от народного суда. Людям открыли глаза на то, что нарушение закона самими же законодателями – основной бич общества.

Журналист в тот переломный период тоже пожинал свои плоды – его роль стала еще весомей, а авторитет взлетел. Условия жизни людей во времена перестройки обязывали журналистов рассказывать как можно больше и подробней о происходящем. Основные социальные проблемы сводились к преступлениям различной сферы жизнедеятельности: невыплата заработных плат, проституция, финансовые махинации. Это стало своеобразным «полем» для работы журналистов. Однако не только нестабильная ситуация в обществе стала толчком появления в телеэфире криминальной хроники.

Возникновение новых технологий помогало внедрять новые формы вещания на телеэкраны. Сенсационность, которая обеспечивала высокий рейтинг телеканалов, во многом повлияла на переход к новым жанрам журналистики. Основным методом жанров становится передача новости или факта в режиме реального времени на основе повествования и так называемого «телеграфного стиля» [1, с. 11]. К тому же

зачастую криминальные программы или новостные сюжеты этого же жанра недороги в исполнении. Журналист тратит на создание информационного продукта мало времени: он работает с фактологическим материалом, который обычно уже готовый предоставляют пресс-службы правоохранительных органов. К тому же в эфир можно выдавать материалы оперативной съемки, а это значит, что и работа оператора сводится только к записи интервью с экспертом. На сегодняшний день исследователи, в частности Суховеева И.А., в работе «Программы криминального содержания в эфире российского ТВ: проблемы внедрения механизмов правового регулирования трансляции» [5, с. 96], выделяют 4 этапа развития криминальной журналистики: 1987–1991 годы – время, когда только зародилась криминальная журналистика; ее основателем стал ведущий программы «600 СЕКУНД» Александр Невзоров; 1991–1996 годы – период разделения криминальной хроники; появляются зачатки журналистского расследования, документальной реконструкции криминальных событий; авторы криминальных хроник начинают осваивать в этот период методы работы в специфическом для советского человека жанре, ищут неординарные формы подачи материала для зрителей; 1997–2000 годы – увеличение популярности жанра; криминальных телепередач становится больше, открываются даже целые телеканалы, занимающиеся освещением преступлений; за основы берутся западные образцы вещания и создания проектов; происходит возвращение к событиям прошлых столетий и переосмысление их журналистами современности; 2001–2017 годы – концепция вещания о криминале обрела стабильные формы, однако поиск новых форм преподнесения информации еще идет. Если сравнить освещение криминала прошлого столетия и нынешнего, можно найти в нем некоторые отличия. 90-е годы – золотая эпоха расцвета криминальной хроники.

Журналист обозначил истинные проблемы общества и влиял на отдельные структуры власти благодаря вышедшим в эфир материалам [6, с. 164]. В современной действительности эпоха бурных государственных преобразований завершилась, и СМИ выработали свою систему общения с властью, аудиторией, а форма подачи материала полностью построена по европейскому образцу. Криминальная хроника стала меньше шокировать зрителей, в большей степени из-за привычки к остросюжетным рассказам журналистов, и перестала хаотично возникать в сетке вещания. Теперь телевизионные программы стали работать каждая на «своего» зрителя.

Телевидение стало развиваться по направлениям, где есть место развлекательным, информационным и криминальным событиям. Теперь, когда криминальная журналистика расширила границы своего распространения, исследователи выделяют криминальные программы на несколько видов, в зависимости от характера героя информационного продукта: 1. Программы, героями которых выступают сотрудники МВД и Следственных комитетов. Цель программы: рассказать о работе правоохранительных органов и повысить авторитет стражей порядка в глазах населения.

В последнее время активная работа полицейских с сотрудниками СМИ не только приветствуется, но и материально поощряется. Главная задача телепрограммы показать аудитории, что преступник в любом случае будет наказан (например, программа «Следствие вели»). 2. Программы, которые освещают деятельность криминальных структур.

Героями таких проектов становятся главные действующие лица происшествия – преступники. Для журналиста и аудитории такие программы, безусловно, будут намного интереснее. Все-таки психологический аспект совершения преступления такие проекты тоже затрагивают (программа «Особо опасен»). Но психологи придерживаются иной точки зрения и считают, что подобные информационные продукты вызывают у населения искаженные представления об идеале, а подробное описание преступления послужит призывом к действиям.

К тому же, такие программы указывают преступникам на их ошибки. Можно предположить, что в следующий раз он сможет усовершенствовать технологию преступления. Еще один стереотип, сложившийся у психологов, заключается в том, что подобные программы создают образы чиновников-воров, полицейских-»оборотней в погонах».

Представление о своей стране, как об эпицентре преступности, алкоголизма и наркомании создает неблагоприятный образ России («ЧП», «Специальный корреспондент»). 3. Программы, которые содержат журналистское расследование. Одним из популярных телепроектов такого формата является программа «Честный детектив».

Группа журналистов собирает первичную информацию о происшествии, систематизирует необходимые документы, ищет контакты свидетелей и очевидцев произошедшего, рассматривает возможные версии и мотивы преступления. Разобрав все «за» и «против», выдвигает на рассмотрение зрителю готовый продукт. Таким образом, аудитория практически в реальном режиме времени знакомится с работой криминального репортера [4, с. 58].

Из всех трех форматов криминальных передач, безоговорочным успехом будет пользоваться третий. Оценка событий будет отличаться непредвзятостью, информация будет более достоверной и не ограниченной рамками пресс-релизов сотрудников правоохранительных органов. Рейтинг программы и телеканала возрастет. Однако обратная сторона медали будет предназначена для журналистов – во многих случаях их жизни оказываются под угрозой. Таким образом, развитию криминальной журналистики в 1980-ом году способствовала сложившаяся в обществе обстановка, так как конец 80-х годов сам диктовал журналистам темы для публикаций.

Основной тематикой криминальной журналистики стали такие проблемы, как преступления различной сферы жизни (невыплата заработных плат, проституция, финансовые махинации). За весь период развития криминальная журналистика пережила четыре этапа и лишь в современном мире концепция вещания о криминале обрела стабильные формы.

Литература

1. Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). Нижневартовск, 2014.

2. Долгина Е.С., Ситникова М.Ю. Криминальная журналистика: теоретический аспект // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 1111–1114.

3. Интернет-СМИ // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная он-лайн энциклопедия / под ред. А. Добровольского. URL: http://www.krugosvet.ru/ – свободный (дата обращения: 22.03.2017).

4. Кутний А.И. Криминальная проблематика в программах российского телевидения // Научно-культурологический журнал. 2013. № 3.

5. Суховеева И.А. Программы криминального содержания в эфире российского ТВ: проблемы внедрения механизмов правового регулирования трансляции // Проблемы массовой коммуникации: Сборник трудов участников XX межвузовской научно-практической конференции. Воронеж, 2009.

6. Шум Ю.А. Журналистское расследование: от теории к практике. М.: Галерия, 2002.

К.А. Татаринова


Комментировать


8 − пять =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru