Говоря о счастье, мы упоминали, что одним из главных его критериев является любовь, признанное как искусство, которым следует упорно овладевать. Первому шагу на этом пути предложен девиз «любить — значить отдавать» ибо только в этом случае возникает любовь и ее движущая сила, только отдавая можно рассчитывать на получение желаемого счастья в ответ. Источником наших рассуждений выступает работа Эриха Фромма «Искусство любить» (англ. «The Art of loving»).
Сегодня мы обсудим следующий важный вывод о любви. Общеизвестно, что людьми движут… (как вы думаете, что?). Всего одно слово - интересы. И в них можно увидеть мотивацию к абсолютно ко всему, что они делают. Бизнес, карьера, творчество, развлечения, лень (отсутствие интересов). В этом списке присутствует и любовь (я бы поставил ее на почетное место в первой пятерке интересов). Фромм характеризует любовь как активную заинтересованность людей в друг друге, их жизни и всемерном развитии. Там где этого нет, о любви не может быть и речи.
Для хорошего усвоения этого вывода предлагается пример, взятый из притчи об Ионе, которому Бог велел идти в Ниневию (этот город в далеких VIII—VII веках до нашей эры был столицей Ассирийского государства. В настоящее время на его территории находится Ирак (город Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик. Древние греки полагали, что основателем Ниневии являлся некий Нин).
Было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня»
Иона обязал Бог сделать предупреждение жителям о наказании за то, что они находятся на пагубном пути. Мол, наказание будет неотвратимым, если они с него не сойдут. Иона миссию отверг, испытывая страх за то, что жители Ниневии примут раскаяние, и Бог полностью простит их. Он радел за порядок, но чувства любви он не испытывал.
Он попытался бежать и попал в живот кита, олицетворяющего состояние замкнутости и изоляции. Таким образом, он пострадал за отсутствие любви и солидарности. Бог решает его спасти, и Иона идет к жителям Ниневии. Он передает им божью волю и все происходит так, как он думал. Народ Ниневии раскаялся в грехах своих, ушел с пути пагубности, в результате чего получает прощение Бога и город не подвергся разрушению.
Иона был в полном разочаровании, так как хотел, чтобы одержала верх справедливость, а не милосердие. В гневе он находит некоторое успокоение в прохладной тени дерева, выращенного Богом, чтобы дать защиту Ионе от палящих лучей солнца. Бог делает так, что дерево увядает, от чего Иона унывает, выражая ему недовольство. Бог ответил: » Ты жалеешь дерево, в которое не вложил труда, которое выросло и погибло за одну ночь. А я по-твоему не должен дать шансов на спасение людям Ниневии, в этом городе более 6 тысяч человек, у которых нет способностей различить что у них между правой и левой рукой. Да еще в городе немало скота».
Ответ Бога следует понять символически. Бог преподносит Ионе, что любовь - это труд на благо кого-то и содействие его развитию. Труд и любовь неразделимы. Каждый любит то, во что он вкладывает труд, каждый трудится для блага того, что он любит.
Таким образом, на данный момент мы определились, что любить это значит отдавать, трудиться, проявлять заботу и интерес. Эти аспекты прямо ведут к следующему - ответственности. В наше время она понимается как некая принудительная обязанность, но ее истинная суть — в абсолютной добровольности. Это своего рода ответ на понимаемые явные или неявные потребности человека.
Принимать ответственность, значит быть в готовности отвечать. У Иона не было чувства ответственности, присущего любящему человеку.
Еще одна интересная мысль. Чем крепче у человека взаимосвязи с другими людьми, тем больше вероятность, то что ему будет присуща ответственность. Для зарождения и развития этого важного качества (и аспекта любви) важно приобретать опыт отношений, пронизанных ответственностью.
Только по настоящему действующего человека можно определить как реально ответственного. Например, если мужчина не женится, а всего лишь выбрал сожительство с женщиной, и имеет мотивацию в виде нежелания потому, что он в действительности ответственен и основательно серьезно относится к вопросам семьи брака — в таком случае ответственным его отношение признать нельзя. Он реального брака не пробовал, и по сути он использует все блага брака, а нести ответственность желания не имеет.
А как вы думаете, что такое ответственность?