Cвадьба в быту крестьянина | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Cвадьба в быту крестьянина

Свадьба в Тверской губернии

Свадьба в Тверской губернии

Каждое явление, имеющее сколько-нибудь важное значение в жизни крестьянина, сопровождается обрядами, приметами. Свадьба в быту крестьянина имеет важное значение. Тут происходит или отдача одного из членов семьи, или, наоборот, в их семью входит чужой, совершенно незнакомый человек. Поэтому немудрено, что свадьба у крестьянина сопровождается целым рядом обрядов, примет. Теперь свадьба более упрощена в сравнении со старинной, многое в ней изменилось, многое совсем вышло.

Брак, особенно в старину, заключался по соглашению родителей. При выборе жениха или невесты усматривалось: материальное положение.родителей; какого поведения родители; все ли справлено из «сряды» (пальто, платье и т. д. ); на хорошем ли счету; хороша ли на работу, здорова ли и т. д. Остановив свой выбор на одной из девушек, родители посылают к ней в дом сваху. Интересно при этом такое явление: если жених спрашивает девушку, согласна ли она, она отвечает: «Я не знаю, как родители». Ей хочется, чтобы он не ограничился этим, а посватался и чтобы все узнали, так как это делает ее почетнее. Сваха, придя в дом, садится на лавку под матицу, показывая этим, зачем она пришла. Повторяются обыкновенные фразы: «У нас есть купец, а у вас товар» и т. д. Сваху сажают пить чай, спрашивают от кого и затем начинают спрашивать о приданом. Раньше был такой обычай: если не думают девушку отдавать и жених очень не понравился, то свахе подкатывают под ноги камешек, после чего жениху говорят:

«Что, грествяника получил?». Эта фраза сохранилась и до нашего времени; употребляется тогда, когда жениху откажут. Если родители согласны отдать, то назначают день «смотрины», где решают окончательно о приданом и назначают день, когда будут «молиться богу». Собираются несколько человек от жениха, сам жених — у невесты. Самый момент «моленья богу» происходит торжественно — ведь после этого невеста и жених не имеют права отказываться друг от друга. После этого происходит угощенье, выпивка.

По этому случаю есть частушка:

Сидит тятя за столом. Разливает чай с вином, Пропивает меня, девушку, Навеки в чужой дом.

Как только девушку засватают, то ее подруги, на гулянье или беседе (посиделки), поют песню «Дорогую госийку».

Как только девушку засватают, то ее подруги, на гулянье или беседе
(посиделки), поют песню «Дорогую госийку».

№1

Дорогая ты наша госийка,
Что Настасья Яковлевна!
Погости-ка у нас малешенько,
У свово кормилица-батюшки,
У своей кормилицы-матушки,
У своих братьев родимыих,
У своих сестриц голубушек,
У своих милых подруженек.
Не гостится-то нашей госийке
Не гостится-то ей, все едется,
Со милыим дружком увидеться,
Со милыим дружком — со Семеном.

Если невесту отдадут, то ей на беседе (если это зимой) жгут «кужель»
(кудель), и она кончает ходить на беседу или гулянье. Раньше пели и парням,
а теперь это не поют.

Пели так парням, у которых нет отца или матери:

№2

Во саду, во садике
Во зеленом винограднике
Как ходил тут, гулял молодец
Ондрей-ат Григорьевич.
Он чесал свои русые кудри
Костяной новой гребеночкой.
Прилегайте-ка, русые кудри.
Ко моей буйной головушке.
Привыкай, душа Марьюшка,
Ко мому-то уму-разуму,
Ко мому-то молодецкому.
Привыкать ей не хотелося,

За досаду показалося.
Ена кланялась подруженькам,
Ена кланялась голубушкам:
Уж вы, милые подруженьки,
Уж вы сделайте круту гору
Супротив новых воротников:
Не пройты(и) бы, не проехати
Что мому-то неприятному
Ондрею-свет Григорьевичу.

После того как девушку отдадут, она начинает готовиться к свадьбе: готовит себе приданое, нашивает всего, что только можно. Через некоторое время невесте «расплетают» косу. К ней приходят 3—4 самые близкие подруги, и одна из них, самая любимая, расплетает косу невесте, берет себе ленту, остальным подругам невеста дарит по ленте или новые, или свои прежние. В этот день она окончательно прощается со своей девичьей красой и передает ее своим подругам. После этого она ходит с распущенной косой до самой свадьбы. Раньше был обычай, что подруги невесты, начиная с того дня как невесту просватают и до самой свадьбы, поют каждый день под окном «измонщииу».

Незадолго до свадьбы назначают день, когда невесту «проедают» или «едят яичницу». В этот день жених с близкими родными и товарищами приходит к невесте с «гостинцами». Гостинцами в большинстве случаев служат какие-либо сласти и невесте «на кофту» и т. п. , невестиной сестре туалетное мыло. Когда гости разойдутся, жених и товарищи его остаются.

Невеста приглашает своих подруг, и они «доедают» невесту. Свадьбу «играть» приглашают всех родных, приглашают каждого отдельно; приглашать гостей на свадьбу иначе называют ездить зватым. Этого «зватого» хорошо очень принимают, угощают. Накануне свадьбы невеста устраивает девишник. Невеста готовит все на стол, кладет хлеб, покрывает скатертью, наставляет на него всяких кушаньев и приготовляется встречать подруг. Одета она во всем черном, с распущенной косой. Девушки сначала поют под окном, а потом приходят в избу.

№3
Т ы, река ли, наша реченька,
Ты, река ли, наша быстрая!
Течет речка — не колыхнется.
Сидит Настасья — не улыбнется,
Говорит речи — не усмехнется.
Налетела лебедей стада,
Лебедей стада белаих,

Все Настасьиных подруженек,
Отставала тут лебедушка
От стада белых лебедей,
Приставала лебедушка
Ко стаде ко серым гусям.
Уж стали серы гуси щипать.
А Настасья вэмолвила:
Не щиплите, серы гуси:
Не сама то я залетела —
Занесла неволюшка.
Неволя Григория занесла.
Завезли меня добрые кони,
Добрые кони вороные,
Вороные подседланные.

Невеста, как только услышит, что запоют подруги, начинает плакать. Когда девушки кончат петь, то одна из них, самая близкая к невесте, подходит к ней и начинает утешать. Невеста, поплакав, встает и сажает эту девушку в передний угол, затем подходит вторая, менее близкая, и так до тех пор, пока все девушки не сядут. В это время за невестой-девушкой примечают, что если она так много плачет, то ей будет хорошо жить замужем. Существует на это пословица «Не плачешь за столом, так поплачешь за столбом». Невеста угощает девушек пивом, вином. Каждая подруга должна хоть немного, но выпить, а если не выпьет, то значит — она сердится на невесту.

После чая до ужина девушки пляшут, поют, а невеста сидит, иногда плачет. Затем начинают ужинать. В конце ужина девушки берут пирог и выламывают посредине по кусочку каждая. Затем берут ложку и ломают ее на кусочки, каждая девушка берет себе по одному. После ужина невеста начинает прощаться с подругами. Ее покрывают черным платком, она начинает плакать, или вопить. Подруги начинают подходить прощаться. Им жалко расставаться со своей подругой, они тоже все плачут, подходят, целуются с невестой и уходят.

Вскоре после девишника, ночью или рано утром, начинают собираться гости. Еще до венца гости начинают петь, плясать. Утром от жениха приезжают дружки, они же и шафера, выкупать невесту с подушками и сундуком. Они торгуются долго, обе стороны не уступают, и кто посильнее окажется, тот и уступит. После этого невесту начинают благословлять. Благословляют иконой, хлебом, солью и серебряными деньгами. Эти деньги невеста хранит всю жизнь, как и свое кольцо. Когда невеста готова, она едет к венцу. Это так теперь. Раньше жених приезжал за невестой со всем своим поездом. Когда гости жениха приезжают, то гости невесты начинают петь для них песни, выйдя на «мост» или на улицу, которые имеют насмешливый характер и часто неприличное содержание. Для жениха поют такую песню:

№4
Как вьюн на воде извивается,
Семен у ворот убивается,
Просит свою сужену и ряжену.
Ему вывели корову с рогам:
Это не моя не сужена, не ряжена.
Как вьюн на воде извивается,
А Семен на мосту убивается,
Просит свою сужену и ряжену.
Ему вынесли коробку с добром:
Это не моя не сужена, не ряжена.
Как вьюн на воде извивается,
А Семен у столба убивается,
Просит свою сужену и ряжену.
Ему вывели Настасью душу:
Это моя сужена и ряжена.

Невесту покрывают шалью, и она едет с дружками в церковь. Во все время свадьбы боятся, как бы не испортили невесту, поэтому, когда она едет в церковь, ей натирают решником лицо и грудь от порчи. При венчанье примечают: если невеста будет выше свечку держать, то она будет выше над мужем; если она первая шагнет на холст, который стелют под ноги, то она тоже будет первая; чья свеча скорее сгорит, тот скорее умрет и т. д. Повенчавшись, молодые идут к жениху. Их там встречают с иконой, хлебом-солью, посыпают житом. Невеста и жених должны садиться в передний угол. В старину это место жених должен сначала откупить. Рядом садятся свахи, затем дружки, крестные и т. д. Как только гости усядутся, девушки, собравшись в избу, начинают петь сначала жениху и невесте, а затем всем остальным гостям.

№5
У нас князь-то хорошенький,
У нас князь-то пригоженький,
Что Семен-то Иванович.
Он от умного батюшки,
От разумной от матушки.
Голова его кудрявая,
Лицо белое румяное,
Брови черного сокола,
Очи ясного молодца.

№ 6. Невесте

У нас княгиня хорошенька,
У нас княгиня пригоженька.
Что Настасья Яковлевна.
У нее два брата сокола,
На синее море летали,
С моря пеночку сымали.
Нашу княгинишку вымали.
Отчего она бела румяна?
Ее вымала решная вода.

После песни девушкам должны давать деньги, за что они поют «благодарствие». Если не дают, то поют «тараканью ногу».

№ 7. Благодарствие

Благодарствуй, князь хорошенький.
Благодарствуй, князь пригоженький,
Что дошли твои большие дары
Как до нас, до красных девушек.

Эти же песни поют всем гостям по очереди, заменяя слова князь и княгиня на гость и готика. Невеста и жених за столом не едят, а едят отдельно, чтобы никто не видел, так как боятся порчи. После угощенья гости начинают плясать, петь и так целый день. Поют и частушки под пляску и длинные песни, например «Уродилася я», «Чудный месяц», «В саду ягода малина», «Ванька-ключник» и другие. Ночуют все гости у жениха. Постель для молодых готовит сваха. Когда готова постель, на нее ложатся дружки, и жених должен выкупать у них.

Раньше существовал такой обычай. Утром на другой день венца, когда еще гости не разъехались, невеста должна мести пол. Гости не дают ей мести и бросают сор обратно, а вместе с сором и деньги. Так мучают невесту долго. Затем один из дружек развязывает веник. Невеста должна его собрать и завязать новым поясом. Когда сор начинает бросать свекровь, то невеста дарит ей что-либо: полотенце, «рукава» и пр. Тогда она кончает, и невеста наконец отделывается <одаривается>. Невеста должна подарить, если есть золовки, то по ленте, деверям по поясу, теткам по полотенцу, свекру рубаху; на иконы, на зеркало повесить свои полотенца. В первый год теща должна справлять для зятя несколько праздников. Масляницу целую они гостят у тещи, все престольные, большие праздники, Петров день. Крещенье. Свадьбы у нас большей частью бывают в мясоед и на другой день Троицы.

М.И. Рожнова


Комментировать


3 × четыре =

Яндекс.Метрика