Коррупция, собственность и их взаимосвязь

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ современного состояния отношений собственности. Определена взаимосвязь таких актуальных проблемных явлений для российской экономики как коррупция и рейдерство. Представлены причины появления коррупции в отношениях собственности. Проведен анализ наиболее характерных коррупционных проявлений при переделе собственности.

Ключевые слова: коррупция; рейдерство; собственность; передел собственности.

Негативное влияние коррупции на экономику, общественную мораль, доверие к власти общеизвестно и сомнению не подлежит: растет социальное неравенство, малоимущим слоям населения ограничивается доступ к формально бесплатным государственным услугам (образование, медицина и т.п.), страдает и предпринимательская деятельность и это далеко не все последствия существования коррупции. Именно поэтому тема борьбы с этим явлением обсуждается как на самом высоком государственном уровне, так и различными политическими партиями и общественными организациями.

Коррупция – одна из основных проблем России и с каждым годом актуальность исследований в данной области не прекращается, а приобретает все новые и новые оттенки. Понятие коррупции законодательно закреплено и определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершения указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица [1].

Иными словами, под коррупцией понимается комплекс явлений, связанный с использованием должностными лицами своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, присвоение и т.п). Одним из последствий существования коррупции как явления в экономике может являться тот факт, что наличие коррупционных связей способствует нерыночному и враждебному интересам общества перераспределению собственности.

Острой проблемой нашей страны является также передел собственности, особенностью которого являются именно способы и механизмы перераспределения объектов собственности, не относящиеся к характерным для рыночной экономики. Одним из способов передела собственности, который наиболее актуален в настоящее время, является рейдерство, представляющее собой серьезную угрозу экономической безопасности государства и наносящее колоссальный вред экономике. Обе эти проблемы: и рейдерство, и коррупция тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Они подпитывают друг друга. Так, коррупция способствует осуществлению рейдерских захватов в отечественной экономике, а рейдерские захваты «мотивируют» и «спонисируют» злонамеренных чиновников, предоставляя им возможности для наличия и укрепления коррупционных связей между рейдерами и заинтересованными чиновниками. Отметим, что исследованиями последних лет выявлено, что коррупционная составляющая присутствует при всех рейдерских захватах.

Сегодня как никогда остро встает вопрос о необходимости борьбы с рейдерством и коррупцией на всех уровнях власти, в том числе – с коррупционными действиями в поддержку организаторов противоправных захватов собственности. Центром политических технологий было проведено качественное социологическое исследование на тему: «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России», по результатам которого были выявлены несколько основных причин существования рейдерства в России [2]:  коррупция как масштабное явление (одна из главных причин), слабость правоохранительной системы и судов;  слабость законодательной базы;  рост благосостояния, рост активов как производственных, так и недвижимости и земли;  неэффективное использование собственности (так как в действительности собственность в России не является неприкасаемой, она постоянно становится предметом перераспределения);  низкий уровень предпринимательской культуры (внимание собственников компании приковано к процессу развития бизнеса и выстраиванию взаимоотношений с административными органами власти, и реже – к профилактическим мероприятиям по противодействию возможного захвата);  слабость рыночных институтов, которые, по мнению экспертов, не являются сегодня настоящими регуляторами рыночной среды;  равнодушное, а иногда и агрессивное отношение общества к бизнесменам и частной собственности в принципе.

Данное исследование выявило тесную взаимосвязь рейдерства и коррупции: зачастую многие факты рейдерских атак оказываются успешными лишь благодаря наличию коррупции в органах государственной власти. Данный факт обуславливает необходимость борьбы с данными противоправными явлениями не как с отдельными явлениями в российской экономике, а в их тесной взаимосвязи. Однако, на сегодняшний день существует немало проблем, оказывающих влияние на борьбу с коррупцией и рейдерством.

Попробуем сгруппировать причины существования коррупции в сфере отношений перераспределения собственности. На первое место, на наш взгляд, следует поставить причины социальноэкономического порядка: нестабильность экономической ситуации в стране, несовершенство социальной политики, периодические расстройства денежнофинансовой системы и другие. Отметим, что группа данных причин очень тесно коррелирует с причинами психологическими. Как следствие наличия данных явлений, происходит нарастание недовольства населения своим положением, отсутствие социальной защищенности, отсутствие роста заработной платы по сравнению с ростом цен на потребительском рынке и инфляцией в целом (особенно это касается работников бюджетной сферы, но в последние годы проявляется и в коммерческом секторе). На второе место следует отнести группу причин психологического порядка. Деформации экономики приводят к изменению в социальной структуре общества: увеличивается разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения. Более «богатыми» оказываются рейдеры, готовые и способные финансировать нужные им сделки, а «бедными» – чиновники, имеющие возможности распоряжаться государственной собственностью как своей и неспособные противостоять в силу объективных (таких как необходимость содержать большую семью) и субъективных (жажда легких денег) причин возможному получению выгод.

Конечно, это – не оправдание коррупционной уязвимости определенных слоёв государственных и муниципальных служащих, но некоторое объяснение объективных причин такого их слабого поведения. На третье место следует поставить политические причины существования связи коррупции и рейдерства. Многими учеными отмечается, что одной из особенностью развитии России является наличие так называемого сращивания политической и экономической власти, обусловленное методами и ходом проведенной в стране приватизации. Способствуют коррупции на сегодняшний день еще и слабость государственных институтов как таковых, и, следовательно, снижение роли государства в регулировании отношений собственности. Еще одной группой причин можно назвать причины правового характера, такие как правовой нигилизм в обществе; отсутствие уважения к закону и на всех уровнях власти и в обществе в целом; присутствие в больших количествах в нормативных правовых актах норм, способствующих наличию и процветанию коррупции (недаром, теперь обсуждению законопроектов в Государственной Думе в обязательном порядке предшествует экспертиза их коррупционной ёмкости); обремененность пробелами и противоречивость нормативных актов; отсутствие в ряде случаев норм правовой ответственности за неисполнение юридической обязанности. Следующей группой причин можно назвать исторически-психологическую обусловленность связи коррупции и собственности.

Данные причины обусловлены всеобщим пониманием плохого состояния дел в российской экономики и лояльным отношением к коррупции как одному из главных факторов такого положения. Высокая латентность связи чиновников и собственников в процессах передела собственности связана с совершением преступлений в условиях отсутствия конфликта в данной ситуации: для обеих сторон это «норма» и, более того, данная ситуация (при условии того, что она стала известна) не находит особого общественного порицания и резонанса как вопиющая. Отметим, что присутствие коррупционных связей в отношениях передела собственности имеет ряд особенностей: это взаимозависимые и взаимовыгодные отношения, что в свою очередь осложняет получение доказательственной базы и как следствие – достижение доказанности наличия коррупционной составляющей. Специфика сделок подразумевает отсутствие свидетелей; нежелание вышестоящего руководства предавать огласке факты участия их сотрудников в противоправных действиях, вследствие чего лица, которые их свершают, как правило, увольняются со службы по собственному желанию или по состоянию здоровья; наличие длительного временного промежутка, который проходит с момента совершения преступления и до его выявления и судебного рассмотрения уголовного дела.

Однако, несмотря на снижение в последние годы количества зарегистрированных рейдерских захватов, в условиях кризиса и преодоления его социально-экономических последствий, при исследовании такого явления как рейдерство была отмечена тенденция к изменению способов захвата предприятий и в данный момент латентность совершаемых захватов, по мнению специалистов, крайне высока. Следовательно, рейдерство является одной из серьезных угроз экономической безопасности и отдельного предприятия, и экономики страны в целом. При захвате предприятия количество методов захвата крайне велико и постоянно совершенствуется.

Так, захватчиками используются все доступные средства и способы: начиная от недобросовестных сотрудников захватываемого предприятия и заканчивая возбуждением уголовного дела против руководства захватываемой организации. Основным методам рейдерских захватов являются: мошенничество, подделка документов (протоколов собраний акционеров, реестров др.), силовой захват, банкротство, скупка акций. Кроме этого, захватчиками используются и административные методы со стороны местных, региональных или федеральных органов власти, образуя целостную взаимосвязанную преступную группу, с такими присущими ей инструментами, как использование «своих» сотрудников правоохранительных органов, которые совершают «нужные» в данный момент деяния (нерассмотрение или затяжка с рассмотрением жалоб на действие рейдеров; возбуждение уголовного дела без наличия достаточной доказательной базы и другие). Кроме «апробированного» использования административных ресурсов, в рейдерском «коллективе» зачастую работают молодые талантливые выпускники юридических и даже правоохранительных вузов, которые умеют находить и использовать пробелы в действующем законодательстве.

Рейдерство постоянно мимикрирует, ищет новые формы своей деятельности и, находя, реализует на практике. Отметим вытекающую отсюда необходимость совершенствования действующего законодательства – устранение существующих в нем пробелов, совершенствование способов и механизмов противодействия коррупции и рейдерству. Так или иначе придётся вернуться и к вопросу о приватизации. Хотя это и очень трудная, масштабная работа, нужно будет отследить путь каждого приватизированного предприятия, дать юридическую оценку каждой приватизационной сделке. На мошенничестве и обмане современную эффективную экономику не построишь. Такая работа не означает, что любое приватизированное предприятие должно быть национализировано. Это и не нужно, и вряд ли возможно. Государство должно сосредоточиться на тех направлениях, которое только оно и может осуществить. Но всё захваченное незаконно, должно быть изъято из незаконного владения. А затем необходимо провести открытую продажу изъятых объектов на аукционах.

При этом государство должно определить, какими ограничениями и обременениями следует обусловить деятельность новых собственников. Думаем, следует внимательно изучить и творчески использовать опыт Республики Беларусь, где совершенно справедливо не торопятся с приватизацией объектов государственной собственности, а скрупулёзно изучают каждый приватизационный проект, исходя из примата государственных интересов Беларуси. Естественно, следует и присмотреться и к белорусскому опыту подбора, расстановки и воспитания кадров государственных и муниципальных служащих, чтобы исключить или хотя бы минимизировать коррупционное поведение чиновников (мы предпочитаем термин «государственные и муниципальные служащие», поскольку термин «чиновники» несёт в общественном сознании несколько пренебрежительную смысловую нагрузку).

Известное евангельское положение из Послания Святого апостола Павла «К римлянам» следует, на наш взгляд, трактовать двояко. С одной стороны, апостол Павел призывает христиан: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). С другой стороны в послании говорится, почему следует повиноваться властям. «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от неё» (Рим.13:3). Дана чёткая установка на добродетельство властей. И далее Святой апостол Павел разъясняет: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель и наказание делающему зло» (Рим.13:4).

Более твёрдых и чётких указаний на то, как должны вести себя власть предержащие, дать трудно. Так же чётко Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею определил и отношение к безрассудному накопительству. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1-е Тим.6:9). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1-е Тим.6:10). «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1-е Тим.6:11).

В современной России многие, если не сказать большинство, всё больше и больше ощущают или, по меньшей мере провозглашают себя верующими в единого Бога. Благая тенденция. Но недаром сказано: «Вера без дел мертва». Следует помнить слова Спасителя: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благородному, который построил дом свой на камне» (Мф.7:24). «И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7:25). «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мф.7:26). «И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф.7:27). Нужно каждым днём своей жизни, своими делами доказывать искренность своей веры. Тогда и с экономикой всё выправится.

Список литературы

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: Правовая система Консультант плюс, 2009 // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52.

2. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.bishelp.ru/ekonomika

Шик Ксения Петровна, старший инспектор, департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России, г. Москва

Лабудин Александр Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансового менеджмента, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Cм. также:

Коррупция как вид неформального института

Определения коррупции

Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации


Комментировать


− 2 = один

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru