Мы сделали вывод о том, что понимание книги и ее эффективная критическая оценка возможны только после трехкратного прочтения. Большую важность для искусного читателя представляет собой компетенция, смысл которой заключается в умении чтения нескольких книг, связанных между собой, при этом достигалось высокое качество освоения любой из них. В этих книгах должен иметься общий смысл или в них должны подниматься одни и те же проблемы.
Говоря о таком навыке чтения следует отметить то, что существует такие понятия как ограниченное и расширенное чтение. В первом случае книга читается в отсутствии какой-либо связи с другими источниками. Во втором случае это представляется уже как процесс изучения одной книги в контексте других, имеющих с ней общий смысл. Это может быть энциклопедическая, справочная литература или публицистическая, биографическая, где можно ознакомиться со множеством комментариев и аналитическими заметками, расширяющими знания читателя.
Рассмотрим следующий пример. Первая книга - В. Афанасьева «Лермонтов», которая вышла в 1991 г. в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» (рецензент — доктор филологических наук В. А. Кошелев). Вторая книга - «Герoй нашего времени» (написан в 1838—1840) — великий роман М.Ю. Лермонтова, знаменитого классика русской литературы.
Я выбрал именно такую последовательность, в начале узнал (дополнил имеющиеся знания) многие факты из жизни и творчества писателя, узнал особенности произведения, которое собирался читать в дальнейшем. «Герой нашего времени» это не просто роман, это явление истинного искусства, которое не устаревает со временем, а наоборот превращается в мощный литературный капитал, прирастающий с каждым годом хорошими процентами.
Это только надо увидеть, почувствовать. Книга проникнута мыслью прочного единства, нет ни одного абзаца написанного автором случайно, все предложения служат одной главной идее — современный вопрос о внутреннем человеке с изящной художественной обрисовкой его характера. Удивляет богатство текста романа, красота изложения, глубокое чувствование и знание сердца человека.
Грустные думы о «нашем времени» которые будут актуальны во все времена, читая роман каждый человек проведет соответствующие параллели к своему времени, в котором мысли и поступки героев будут схожи с лермонтовскими героями.
Задумайтесь сейчас, к чему ведут все блага общества потребления («светские преимущества») без любви, веры и надежды, без здравого смысла и положительных правил? Лермонтов еще в 1840 году ответил на этот вопрос в «Герое нашего времени» — к пресыщению жизни, эгоизму, «душевной сухотке» и гибели! К слиянию вечного и прекрасного с материальным и рыночным. Вот уж действительно стоит сказать, как Булгарин: «читайте, изучайте и поучайтесь!». Налицо художественный портрет, составленный из недостатков и пороков каждого поколения.
Что может быть лучше для мотивации к прочтению такой великой книги. Прочитанные комментарии к роману вызвали жадность к будущему чтению, желанию узнать, прочувствовать мысль автора самому и критически оценить на основе собственного опыта. А в наш век информационных технологий процесс познания от расширенного чтения возможно усилить с помощью просмотра отличных видеофрагментов, снятых по мотивам читаемых книг. Примеры предлагаю посмотреть ниже.
Список «примыкающих произведений» для расширенного чтения можно продолжить. «Княгиня Лиговская» (1837), очерк «Кавказец», Драма «Два брата».
Вся сущность личности Печорина из «Героя нашего времени» может быть определена 4-х минутным монологом. Посмотрите пожалуйста видеофрагмент.
Не оборвись жизнь Лермонтова так рано, то «Герой нашего времени» был бы только началом…
См. также: о великом поэте — М.Ю. Лермонтове