Три метода чтения книги — ключ к ее пониманию и творческой оценке

Три метода чтения книги - ключ к ее пониманию и творческой оценке

Три метода чтения книги — ключ к ее пониманию и творческой оценке

Дополнить и продолжить книгу, как говорил Вольтер, это нелегко, это высшая степень мастерства читателя. Начальной степенью мастерства можно обозначить умением составлять резюме из прочитанного текста или книги в целом. Продвигаясь маленькими шагами, из неумелых заметок имеется возможность роста до мастера с навыками, которые завещал Вольтер. Читатель, стремящийся к самосовершенствованию становится исследователем, первооткрывателем глубинных смыслов текстов и человеком, владеющим незаурядными навыками письма, в которых явно будет просматриваться уникальное словесное изящество.

Такой "читатель будущего" в настоящем обязан осознавать, что чтение — это активный, творческий труд, его нельзя выполнять лежа на диване. Это работа за письменным столом, где перед глазами находятся читаемая книга, ручка и блокнот. Представьте себе — это медленный процесс, приводящий к усталости и видимым результатам интеллектуальной деятельности. Отметки на полях, мысли и впечатления, записанные в разное время — станут собственной "интеллектуальной автобиографией", пополнение и перечитывание которой будет порождать все больший интерес. Поверьте в это, поверьте в себя и совершенствуйтесь с этого самого момента! Со временем вы увидите свой прогресс, сможете оценивать развитие своих читательских способностей. 

Ранее мы отмечали, что перечитывание книги является необходимым условием самосовершенствования в чтении и понимании текстов, причем это рекомендуется делать в отношении одного произведения не менее трех раз. Почему? Во-первых необходимо усвоить то, что предлагается книгой как знание, во-вторых следует решить, является ли это знание для вас приемлемым. Другими словами, задача №1 - понять книгу, №2 - отнестись к ней критически. И это очень существенно различающиеся задачи. Чтобы решить задачу №1 нужно научиться восприятию книги как структурированного целого, а затем как объекта, имеющего определенный комплекс языковых и смысловых единиц. Чтобы решить задачу №2 нужно выполнить задачу №1 в полном объеме и на основе собственного мировоззрения и миропонимания построить собственное критическое отношение к книге.

Исходя из вышесказанного можно выделить то, что существует три метода чтения, которые надо применять последовательно.

1. Структурный (аналитический), при котором читатель осуществляет движение от целого к частному.

При чтении необходимо:

а. знать основной предмет книги

б. осознать основной смысл книги

в. четко увидеть смысловые или структурные составляющие книги

г. выделить проблемы, которые стремится решить автор.

2. Синтетический, или обратный структурному методу, где движение идет от частного к целому.

При чтении необходимо выделить и интерпретировать:

а. самые важные слова 

б. наиболее важные предложения

в. абзацы, содержащие основные положения

Кроме того, применяя этот метод, очень важно определить, каких целей достиг автор в этой книге, а каких достичь не удалось.

3. Оценочный (читатель критически оценивает автора и принимает решение о согласии или несогласии с его точкой зрения).

Следует обратить внимание на то, что выделенные части при первом и втором методе не всегда будут иметь тенденцию к совпадению. При первом прочтении будет видно отношение автора к проблемам, во втором прочтении появится четкое понятие мыслей, утверждений и аргументов автора. В процессе развития читательского таланта вы приспособитесь читать двумя способами одновременно. Они очень хорошо сочетаются, потому что направляют все внимание на понимание книги. Третий способ особенно выделяется тем, что формирует критику после того, когда явилось целостное понимание книги.


Комментарии (1)

  1. Азамат:

    Списали с книги М.Адлера.

Комментировать


− пять = 2

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru