Выстраивание отношений человека и новой цифровой среды становится уже не новым трендом развития общества, а ситуацией, которая обязывает социальные службы, всю систему образования, решать эту задачу относительно большого количества граждан. Возникает необходимость перехода из бумажного в цифровой документооборот, создание диалога с населением на основании электронной переписки, которая позволит ускорить реагирование на проблемы населения. И эта необходимость возникает быстрее, чем участники социальных сфер общения, которых становится все больше, но качество освоения сетевых коммуникаций, а также обратная связь с соответствующими организациями не дает высокого эффекта.
Возникает в новом варианте проблема обучения тех, кто не имеет мотивации писать электронные письма, но может традиционно искать непосредственного общения с руководством, чтобы высказать свои претензии, рекомендации, предложения. Возможно, что процесс коммуникации в данной сфере будет эффективно развиваться в основном за счет молодого и активного населения, которое, знает азы компьютерной грамотности и привыкло к этому формату общения. Но здесь будут слишком высоки временные затраты. Вовлекать более взрослое население, а также удерживать тех, у кого не сложилось устойчивого общения через компьютер в виртуальных сетях сегодня не менее актуально, чем раньше. Но для этого требуются технологии, ориентированные на психологическое состояние и критическую настроенность зрелых групп общества. В частности, необходимо не просто заниматься образованием, а создавать психологически грамотные решения в отношениях с неохваченными группами населения.
Например, необходимо сделать привлекательной для них площадку общения, требующую минимум сложностей, но при этом высокий уровень откликов. Минимальные усилия, дающие хороший результат, конкретные решения для каждого отдельного человека – будет хорошим психологическим подходом для вовлечения в цифровую коммуникацию этих групп населения. Такие группы достаточно велики и важны в социальном смысле, поскольку современное общество не молодеет, многие вопросы ложатся на плечи современного поколения пенсионного возраста. Необходимо вырабатывать постоянный методически устойчивый принцип обращения к данному поколению, своеобразную психологию, которая не просто удовлетворяет потребности, но занимается одновременно поиска правильных, красивых решений, которые будут потенциально работать на выстраивание оптимальных процедур в более сложных сферах социального регулирования. В этом плане надо учитывать, что у современного зрелого поколения достаточно высок опыт самоорганизации и это надо поддерживать, несмотря на то, что скорость освоения новых технологий отличается от скорости оперирования различными гаджетов среди молодежи. Молодому поколению свойственно делать выбор, через опробование многих технологических решений, тем более, что рынок предлагает их все больше, что и создает эффект скорости.
Но эффективность может быть на стороне тех, кто критически осваивает потенциал цифрового оборудования, не полагаясь в своем общении только на этот формат коммуникации. По существу, в данном случае затрагиваются естественные механизмы развития индивида. Человек как существо, приобретающее все новые, более широкие возможности, должен уметь заниматься собой – он реализует способность аутопоэзиса, которая есть у всякого биологического существа. Она в максимально высокой степени представлена у человека – он постоянно усложняет свою собственную среду, учится преодолевать возникающие трудности, интегрировать возникающие знания, представления о жизни. И каждое новое поколение опережает предыдущее в скорости погружения в новые кульутрные среды.
Человек должен научиться совершенствовать в себе все природные свойства, развивать функциональные возможности, опирающиеся на цифровые технологи. Перед ним возникает вполне практическая задача владения психологическими методиками самопостроения, создания и обновления индивидуальных точек опоры. Именно этот уровень становится продуктивным для построения новых коммуникаций, именно психологический подход важен для создания своеобразной модели В практической психологии можно как тенденцию выделить стремление создать широкодоступное с высокими пользовательскими качествами знание о возможностях успешного преодоления возникающих жизненных проблем, которое можно понять как совершенствование собственной психологии. Поскольку психологических методик становится все больше и эта тенденция только усиливается, показывая потребность найти для себя наиболее оптимальные и комфортные способы самопомощи и поддержки, можно говорить о формировании определенных правил самоорганизации, о дизайн–психологии, которая позволила бы выстраивать оптимальные отношения в социальной среде.
В рамках дизайн–психологии можно решать практические проблемы двух типов: а) предотвращать эмоционально–психологические состояния, которые возникают при встрече с новыми компьютерными – сетевыми формами коммуникации, цифровыми продуктами деятельности человека. Острота реакции возникает потому, что возникает противоречие, ведущее к разбалансировке действий. Человек не может сделать достаточно простое действие и осознает это, но при этом понимает, что он и дальше будет ошибаться, поскольку не понимает, зачем это вообще нужно – выходить за пределы традиционных действий. На этом новом пути он не прогнозирует для себя успеха, а значит, не приобретает мотивации. б) формировать опыт самоорганизации, достижения комфортного эмоциональнопсихологического состояния в динамических условиях трансформации окружающей среды.
Для зрелого человека значимыми становится много факторов, которые связаны в основном с общей динамикой организма, который не обретает новые функциональные возможности, а скорее их теряет. Организм перестраивается на более экономные формы использования своих ресурсов, стандартные типы работы. Человек становится мастером своего дела, и терять это мастерство ему нет никакой причины. Не многие цифровые решения являются эффективным развитием даже продуктивной деятельности – нередко им приписывается великолепные свойства, но никак не учитывается человек, управляющий этим инструментом. Решение этих проблем требует осуществления специальной программы, развиваемой в социальной системе поддержки процессов внедрения новых технологий. Предлагаемые психологические резервы усовершенствования, своеобразные «дизайн» решения, интегрирующие целый комплекс условий, настроенных на решение проблем личностного развития, позволяют замотивировать каждого отдельного человека. Более того, этот дизайнерский подход может выработать методики и для других индивидов, оказывающихся в ситуации угнетенных ограниченных функций – для людей с инвалидностью. Для многих из них достаточно важны именно индивидуальные решения при оказании помощи. Тогда каждому под силу будет оптимизировать свое эмоционально-психологическое состояние, а также осуществлять оптимальные коммуникативные действия.
В решении этой задачи можно выделить два этапа. 1 этап – валеологический. Он состоит в достижении устойчивого состояния здоровья, что связано с умением человека восстанавливать адаптивное и сбалансированное поведение в нестандартной ситуации, при неожиданных нагрузках. 2 этап – прогностический. Он состоит в приобретении умения строить собственную систему устойчивости, самостоятельно создавать тенденции развития личного потенциала. Для молодых людей данная проблема не осознается как актуальная, поскольку она решается естественным путем, практически автоматически: филогенез воплощается в онтогенезе помимо контроля со стороны человека, но может быть только оптимизирован. В принципе на каждом этапе движения к самостоятельности может быть выделен уровень глубины. Он определяется тем, насколько высока потребность индивида в помощниках, насколько самостоятелен человек в реализации задач того или иного этапа. При инвалидности человека, например, с детской слепоглухотой, ему такой помощник не просто нужен, но необходим.
От функциональной ограниченности в здоровье страдает множество людей, поэтому может потребоваться очень внимательная работа с этой категорией населения. И даже важно не пропустить в онтогенезе этап, когда индивид хочет повышения своей самостоятельности, готов к тому, чтобы стимулировать своё саморазвитие. В этом случае важно отметить существование нескольких ступеней помогающего взаимодействия: – исходная, первая ступень, на которой человеку обязательно необходим помощник, выполняющий как роль просветителя, так и роль консультанта, а нередко – и роль внешнего эксперта; – средняя, вторая ступень, где человек способен осуществлять самостоятельные действия, соответствующие первому или второму этапам развития; – достаточно высокая, третья ступень развития, когда человек сам способен оказывать помощь другому человеку. Освоение не только первого, но и второго этапов является весьма важной практической задачей, поскольку в современном обществе очень много проблем, непосильных для эмоционального переживания человека, блокирующих его активность и не позволяющих ему решать свои текущие задачи. Кроме того, уровень сложности этих задач стремительно возрастает.
Большой выбор тонких психологических методик, а также индивидуальное творчество в этой области обеспечивает человеку высокий уровень свободы в решении возникающих проблем. Развивая свои адаптивные качества, обретая устойчивость в перегрузочных ситуациях, человек с неизбежностью становится более свободным в реализации своих собственных природных задатков, а также социальных возможностей. Но, в свою очередь, при возрастании уровня свободы индивида, а также, с неизбежностью, и других социальных субъектов, возникает высокая подвижность межсубъектных коммуникативных отношений, что приводит к возрастанию риска ошибок и, как правило, формирует острую практическую необходимость освоения человеком боле сложных психологических приемов – техники и методики укрепления собственных адаптивных способностей. Сфера психологии требует очень бережного действия, совершенно отличного от традиционных командно-административных способов давления как на окружающих, так и, нередко, даже на самого себя. Это достаточно устойчивый тип самоорганизации, особенно тогда, когда требуется оперативное решение важных вопросов. Многим кажется, что жестким отношением к себе и к окружающим можно добиться гораздо большего успеха. Однако, успехи эти кратковременны и человек со временем вновь оказывается перед теми проблемами, от которых он уходил.
Больший эффект могут принести мягкие технологии. Однако, недостаточное владение гибкими и безопасными психологическими техниками также может привести к ошибкам, которые способны возникать даже на стадии прогноза. Реализация же ошибочного действия – это отбрасывание назад. Собственно говоря, происходит возвращение к тем этапам развития проблемы, на которых должно было прорабатывать еще несовершенный прогноз. Сфера самостоятельной работы человека с собственной психологией – работа с самим собой может быть весьма продуктивной с точки зрения освоения новых технологий, которые будут продолжать процесс своего интенсивного развития и всякое молодое поколение будет становиться зрелым, сталкиваясь с такими же проблемами отставания от преобразования и необходимости самоактивизации. Своеобразная разработка собственных методик и методологических проектов практически может стать такой же необходимостью, как грамотность. Как правило, человек всегда осуществляет подобные действия, но они у него не именуются, нередко остаются даже для него самого неизвестными. Это логико– эмоциональная работа, которая осуществляется непосредственно при включении индивида в события и составляет неотъемлемую черту, особенность реакций человека на внешний мир. Таким образом, психологическое созревание происходит в скрытом, непроявленном не только для других, но и для него самого виде. Но по мере приобретения опыта человек продвигается все дальше и становится компетентным во многих вопросах, касающихся самого себя. Он обогащает свой опыт рефлексией, которая, подобно системе кровеносных сосудов, позволяет человеку создавать собственное представление о себе.
Рефлексия, осознание самого себя, являясь естественной реальностью, делает индивидуальный образ человека системой сложных внутренних связей, позволяя ему осваивать способы самокритики и самопроверки. Именно за счет наращивания такого опыта человек продвигается вперед как в своем психологическом, так и в эмоциональном развитии. Все нюансы этих движений фиксируются в его телесной организации как в целостной системе. В этом случае, можно сказать, что человек наращивает свою собственную психологическую реальность. Он может это делать с разной степенью успешности: или неожиданно оказываясь перед фактом собственных переживаний, или готовясь к тому, чтобы благополучно перенести эти переживания. На первой ступени своего развития осваивает психологическую практику с помощником.
Или, говоря другими словами, познает свои психологические возможности через посредника. Нередко это бывают родители – в самом младенческом опыте, а затем – и друзья. Они позволяют составить представление о возможной сфере психологического комфорта в коммуникативном пространстве как в отношениях с самим собой, так и в отношениях с другими. Дальнейшей работой является переход к самостоятельному решению задач самоподдержки, самокоррекции. Можно рассмотреть все такого психологического дизайна этапы, важные для создания социальных коммуникаций динамичного цифрового формата, в целом. На первом и втором этапе есть значительное различие в области социального партнерства, построения коммуникативной пары, в рамках которой развивается самостоятельность участков общения. Изначально, конечно, человек нуждается в помощнике, партнере, скорее всего – во внешней точке опоры. Затем, на следующем этапе, человек способен опираться уже на самого себя, то есть становится самовоспроизводящейся точкой опоры или системой таких точек. В определенном смысле, он способен выступать сразу в двух лицах, быть партнером для самого себя. После прохождения этих этапов он способен уже сам выступать в роли помощника, посредника, быть лицом, к которому обращаются за помощью, на которого опираются. Завершающий, третий этап является основой для начала прохождения первого этапа с каким-то другим индивидом. В то же время он – этот третий этап – становится необходимым для развития роли самого помощника.
Обе персоны в данном случае являются необходимыми друг для друга. Таким образом, при развитии процессов социальной помощи в целях освоения цифровых технологий определенным группам населения, развития культуры психологических навыков по преодолению стрессовых ситуаций в стремительно изменяющемся мире человека необходимо поддержать в учебе строить собственное пространство коммуникаций. По существу, оно должно отличаться интегрированностью всех эмоционально–психологических и телесно–физиологических качеств. В принципе, человек способен в современной сетевой коммуникативной среде, насыщенной цифровыми программными продуктами, успешно формировать тенденцию не только совершенствования своего индивидуального психологического пространства, но и создавать соответствующий опыт дизайн–психологии, выстраивания оптимального механизма освоения новых реалий социума. Человек способен успешно формировать свой интерактивный топос коммуникаций, в любом возрасте и все более осознанно, опираясь на свои психологические возможности. Социум станет в этом случае выполнять функцию мониторинга за состоянием саморазвивающихся групп населения, поддерживая при необходимости любую из них.
Ярославцева Елена Ивановна