Искусство является одним из важнейших видов духовного производства. Этот вид духовного освоения действительности основывается на своеобразном феномене социальной реальности, определяемом философией через понятие эстетического. Эстетическое способно проявляться в любом роде человеческой деятельности, но лишь в искусстве оно приобретает самостоятельное, первостепенное значение в отличие от науки, спорта, игры и т.д.
Искусство также выполняет множество других самых разнообразных функций – познавательную, прогностическую, воспитательную, аксиологическую, мемориальную, социальную, компенсаторную, гедонистическую и т.д., но все же главная функция искусства – эстетическая. Искусство, как вид духовного освоения действительности, следует по общему пути исторического развития общества.
Однако прогрессивная направленность искусства не является самоочевидной. Принцип развития искусства можно проследить при сравнении Античного искусства и современного. В первом случае искусство еще не осознало в полной мере интеллектуальной мощи человечества и направлено главным образом на любование физическим совершенством человека, красотой его тела, грацией поз, динамикой его движений и т.д. Во втором случае признание человечеством интеллекта основным достоинством и гордостью определяет направленность современного искусства.
Оно интеллектуально, символично, абстрактно. Таким образом, в соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные стороны человеческой жизни. При этом, конечно, эстетические ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность. Исходя из всего вышесказанного, наличие социального содержания в искусстве неоспоримо. Однако его количество варьируется в зависимости от конкретной ситуации. Причиной тому является «принцип сохранения» человеческой энергии: если ее динамика в материальной сфере каким-либо образом стеснена, угнетена, ограничена, то она рефлективно перераспределяется, перемещается в сферу духа, находя свое воплощение в виде новых наук, утопий, идеологий и т.д.
Искусство достигает пиковой активности в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются и обостряются, становятся явными их основные противоречия и соответственно резко возрастает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход. Искусство XXI века подводится под дефиницию современного искусства, исторически укоренившегося термина. «Им обозначается передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего. Оно генетически связано с искусством авангарда или – шире – модернизма, но представляет собой новой виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели (что свойственно и всем прочим видам культуры и формам знания в этот период)» [4, с. 1].
Выявить философские основы современного искусства и его происхождение – значит определить тенденции его развития. Российский искусствовед А.В. Рыков в своих работах, посвященных происхождению и философским основам современного искусства, усматривает в качестве истоков современного искусства особое отношение к самому искусству, как виду освоения действительности, в эпоху Возрождения и его значительное место в структуре философского знания в эпоху немецкой классической философии [3, с. 128].
Таким образом, современное искусство, по мнению исследователя, «… воспринимается как способ конструирования действительности, как единственная в полной мере целостная модель человеческой деятельности» [3, с. 128], и область духовного производства, направленная на достижение «сверхзадач», сформулированных в немецкой классической философии. Характерный для эпохи постмодернизма отказ от этих корней приводит к формированию «консервативной» позиции в философии и искусстве XIXXXI вв. А.В. Рыков не рассматривает это явление, как уход в прошлое определенного типа культуры, который основывался на вере в безграничные творческие способности человека.
Он видит в этом явлении тенденцию к изменению пропорции в отношениях между негативистской и творческой стратегиями в искусстве – первая преобладает над второй. Основная задача практиков и теоретиков искусства постмодернизма по созданию механизмов, препятствующих проникновению идеологии в искусство (негативизм), остается неразрешенной, что видно на примере изданного Министерством культуры РФ 8 июля 2017 года циркуляра, «определяющего» что есть «современное» искусство и «актуальное» искусство.
Вмешательство государства в сферу искусства кажется неуместным, т.к. на примере уже существовавших симбиозов между политикой и искусством известно, что оно не ведет ни к чему созидательному, а лишь подменяет собой настоящее искусство, работающее «на себя». В современном искусстве прослеживается тенденция к маргинальности, вызванная конфликтом между академическим и постмодернистским подходами к систематизации информации [1, с. 2]. Выход искусства через маргинальные формы есть отрицание, как классики, так и постмодернизма.
Подводя итоги, тенденции в современном искусстве, а именно консерватизм, негативизм и маргинальная направленность, свидетельствуют о том, что человечество находится на стадии бифуркации. Искусство, как правило, первым отражает тенденции в культуре, а значит, речь идет о неизбежном переходе к маргинальности, т.к. существующая культурная модель не соответствует современности.
Список использованных источников:
1. Брисов Ю.В. Кризис в современном искусстве — отражение кризиса в культуре [Электронный ресурс]. URL: https://snob.ru/profile/7655/blog/8103
2. Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства. Ч.1 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 2. 2009. С. 182– 189.
3. Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства Ч.2 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 3. 2009. С. 122- 128. 4. Попов С.В. Текст о современном искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://аrtguide.com/posts/1305 (дата обращения: 13.11.2017). ©Акимов И.П., 2017
Акимов И.П